|
Азбука бережливости
Парциальная образовательная программа «Азбука бережливости».
Презентация программы «Азбука бережливости».
Перспективное планирование.
Дидактические игры.
Новости
В подготовительной группе «Кораблик» завершилась реализация парциальной программы дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» «Азбука бережливости».
Образовательная деятельность строилась в соответствии с темами: «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой дом», «Праздники», «Профессии». Все темы были интересны и доступны дошкольникам. Воспитатели подбирали развивающие образовательные ситуации, разнообразные игры, проекты, исследования с использованием инструментов бережливого мышления, которые обеспечивали познавательную активность и позитивную социализацию старших дошкольников через различные формы активности ребенка в бережливой образовательной среде.
Помощником в реализации программы был главный герой – японский мальчик Йоша. Он сообразительный, обладающий смекалкой и острым умом, увлекающимся конструированием, прогрессивный, воспитанный. Йоша приходил к детям, давал советы, играл, рассматривал образовательные ситуации. В его рюкзаке, который он приносил, всегда были принадлежности для творческой (изобразительной, конструктивной, исследовательской) деятельности.
Были апробированы инструменты бережливого мышления: «5С», «5 почему», «Визуализация», «Стандартизация», «Картирование». Дети с удовольствием планировали свой день на неделю, использовали доску задач в своей деятельности. Хорошо помогали для самостоятельной игры детей и в наведении порядка в группе инструменты визуализации.
На этапе завершения освоения программы у дошкольников были выработаны первоначальные навыки бережливости, экономичности, рациональности. У них проявляются зачатки дедуктивного мышления, адаптации к социальной реальности, складывается самооценка, критическое отношение к себе и результатам своей деятельности. Они начали осознавать и оценивать такие когнитивные процессы как «планирование», «анализ», «рефлексия».
У детей сформированы первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, понятие о малой родине и Отечестве, представления социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, понятие об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Для просмотра фото перейдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CRyx/ofy9o8GX4
В рамках реализации парциальной программы дошкольного образования «Азбука бережливости» с воспитанниками подготовительной группы комбинированной направленности «Кораблик» в период с 18.01.2021 по 26.02.2021 по перспективному планированию была рассмотрена тема «Мой дом».
Ребёнку даётся представление, что жилой дом современного типа – это организованное для проживания людей пространство, оснащённое автоматизированными и технологичными устройствами. Понимание системы взаимодействия энергоресурсов и бытовой техники поможет ребёнку осознать уровень опасности/безопасности, комфорта/дискомфорта собственного жилища и будет способствовать потребности в совершенствовании условий в собственном доме.
В ходе бесед по данной теме, воспитатели закрепили с детьми знания о понятии «дом», познакомили их с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «тепло», «экономия», «бережливость». Были рассмотрены ситуации общения «Моя квартира/дом», «Бытовые приборы», «Экстренная ситуация».
Дошкольники закрепили свои знания в практической деятельности: «Мой комфортный дом/квартира», «Бережливый дом», «Мои правила поведения в опасной ситуации», используя инструменты бережливого мышления, заполняли рабочие тетради, рисовали рисунки «Где спряталось электричество/газ/вода». В гости к детям приходил герой - мальчик Йоша, который попадал в проблемные ситуации, а дети помогали ему их решать. Решая проблемные ситуации, дошкольники приобретали навыки разумного потребления природных богатств, экономии электроэнергии, воды, тепла.
Итоговыми мероприятиями стало изготовления с детьми альбома «Экономия ресурсов в картинках», проект «Идеи перевоплощения» (изготовление игрушек из бросового материала).
Для просмотра фото перейдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/2yA9/aSazMVBem
22 января 2021 года прошло познавательное мероприятие - «Фестиваль профессий» в рамках парциальной программы «Азбука бережливости» в подготовительной группе комбинированной направленности» «Кораблик».
Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду воспитанники знакомятся с многообразием профессий и примеряют на себя роль учителя, врача, пожарного и другими. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Цель этого мероприятия – закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей, структуре трудового процесса. Развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда.
Из рассказа воспитателя Наточиевой В.Н., ребята узнали много нового и интересного о профессиях. Поиграли в дидактические игры: «Кому принадлежит фраза», «Исправь ошибку», «Кто больше назовет профессий». Дети представили себя в роли разных профессий, надели костюмы и попробовали выполнить работу в разных профессиях.
В итоге был подведен итог, что мире существует 1000 различных профессий. Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь. Каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять работу хорошо. Ведь любая работа приносит людям пользу. И мы уже знаем, что все профессии нужны, все профессии важны.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить!
Для просмотра фото перейдите по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/Z3Px/oGY79E21v
В рамках парциальной программы дошкольного образования «Азбука бережливости» в подготовительной группе комбинированной направленности «Кораблики» в период с 01.12.2020 по 17.01.2021 года по перспективному планированию образовательной деятельности была рассмотрена тема «Мой город».
Понятие «город» для ребёнка абстрактное. В ходе ознакомления с темой для детей раскрывается видение города как целостной взаимосвязанной структуры, которая предназначена для удовлетворения потребностей человека. То есть, имея представление о функционировании отдельных жилых районов, мест питания и отдыха, административных служб и мест обслуживания населения, дети имеют возможность пользоваться благами города и планировать свою жизнедеятельность внутри города.
В ходе бесед о родном городе Бирюч, воспитатели познакомили детей, о том, как устроен город, кто управляет городом, узнали о транспортных сетях города. Были рассмотрены ситуации общения с дошкольниками: «Безопасные маршруты», «Места отдыха города», «Если потерялся». Дети выдвигали гипотезы, рассуждали, отвечали на поставленные вопросы.
Дошкольники закрепили свои знания в практической познавательно-исследовательской деятельности: «Особенности моего города», «Мои безопасные маршруты», «Идем гулять», используя инструменты бережливого мышления, заполняли рабочие тетради по темам. В гости к детям приходил мальчик Йоша, который давал советы в образовательных ситуациях. В Сюжетно-ролевых играх «Управление городом», «Я заблудился», мальчик Йоша обыгрывал с ними сюжеты, как нужно вести себя в данной ситуации.
Итоговыми мероприятиями стало совместное изготовление с детьми макета города Бирюч, проведение «Фестиваля профессий», акции «Безопасный транспорт», просмотра презентации «Моя карта города – Бирюч».
Для просмотра фото перейдите по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/qcAB/zEp5cL1S4
В период с 22 октября по 3 декабря с воспитанниками подготовительной группы «Кораблик» рассмотрены образовательные ситуации по теме «Мой детский сад» через различные формы активности в бережливой образовательной среде.
Детский сад — первое образовательное учреждение на пути развития ребенка. Вместе с семьей детский сад участвует в воспитании малыша. Умения, приобретенные в этом возрасте, остаются на всю жизнь. В детском саду ребенок получает первый социальный опыт. Дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми людьми, не являющимися их родственниками. Особенно важно, что именно в этом возрасте закладывается самооценка и ощущение себя личностью.
В детском коллективе ребенок – один из многих сверстников. Здесь он может быть самим собой, общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию, приобретать правильные навыки коммуникации, поведения в социуме.
Детям были предложены ситуации общения: «Шкаф для одежды и его назначение», «Моя кроватка», «Я ухаживаю за собой», «Особенности дежурства в детском саду», «Моё любимое занятие», «Моя группа».
Дети закрепили свои знания в изобразительной деятельности, нарисовав в рабочих тетрадях алгоритмы «Порядок в моем шкафу», «Аккуратная кроватка», «Мое любимое занятие». Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции.
В познавательно-исследовательской деятельности: «Моя группа» воспитанники беседовали, рассуждали, что находится в группе, анализировали, чем они любят заниматься. В заключении изготовили брендбук группы «Кораблик».
В игровой деятельности «Я самый красивый/красивая» с применением инструмента бережливого управления «Почему» мальчики и девочки рассуждали и выдвигали гипотезы, учились отвечать на вопросы.
Итоговыми мероприятиями стали: «Конкурс красоты», алгоритм «Я дежурный», «Фестиваль достижений», брендбук группы «Моя бережливая группа».
Для просмотра фото перейдите по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/HiV6/G8w1ukNQk
С 03.09.2020 г. по 15.10.2020 г. в рамках реализации парциальной программы дошкольного образования «Азбука бережливости» с воспитанниками подготовительной группы комбинированной направленности «Кораблик» была организована образовательная деятельность по теме «Я и моя семья» с использованием инструментов бережливого управления. Для просмотра фото перейдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/Yg6M/qorJe8RfE
Первые шаги в бережливости ребёнок всегда делает в семье. Для успешного формирования бережливого мышления детей опирались на традиции и устои семьи ребёнка. Это, прежде всего, домашнее хозяйство (домашние занятия (заботы) родителей, увлечения родных), семейный бюджет (доходы, расходы, заработная плата, пенсия, налоги). Дети познакомились с профессиями родных и близких. Были рассмотрены ситуации общения с детьми: «Зачем нужен режим дня?», «Наш выходной», «Наше путешествие. Планирование». «Наше путешествие. Сбор вещей» и другие.
У детей формировались представления о товарах, необходимых для жизни семьи, о необходимых помощниках в домашнем хозяйстве — бытовой техники и орудий труда. Воспитанники осознали, что использование приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. С целью формирования рационального отношения к деньгам привлекали детей к обсуждению семейного бюджета. Учили планировать совместные мероприятия для развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.
Дети закрепляли полученные знания в практической игровой деятельности: «Я – путешественник», «Сбор вещей», «Я готовлю угощение» и др., в познавательно-исследовательской деятельности - «Анализ деятельности в течение дня», «Целый мир для путешествий», «Мой чемодан», «Анализ коренных причин» и др.
Итоговыми мероприятиями стали: оформление альбома желаний, изготовление коллажа «Justin Time», личного брендбука «Я - молодец»; проведение фотоконкурса «Я – мамин помощник».
В МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Бирюча» с 1 сентября 2020 года внедряется парциальная образовательная программа «Азбука бережливости. 5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления».
Программа является частью регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области («Бережливый детский сад»), регистрационный номер 10086229 и нацелена на создание условий для формирования у ребёнка 6-7 лет предпосылок бережливого мышления.
В реализации программы участвует подготовительная группа комбинированной направленности «Кораблики» (воспитатели Наточиева В.Н., Быкова И.Н.)
Цель Программы — проектирование развивающих образовательных ситуаций с использованием инструментов бережливого мышления, обеспечивающих познавательную активность и позитивную социализацию старших дошкольников через различные формы активности ребёнка в бережливой образовательной среде.
Задачи, направленные на достижение цели:
- Создавать пространство, способствующее развитию критического мышления у ребёнка 6-7 лет с использованием инструментов бережливого мышления.
- Предоставлять ребёнку возможность накопления социального опыта, развивать у ребёнка навыки общения и совместной практико-ориентированной деятельности в условиях бережливой образовательной среды.
- Формировать этическую, интеллектуальную, эмоциональную, социальную, экологическую, технологическую и информационную культуру в соответствии с возрастными нормами.
- Организовывать педагогическую поддержку ребёнка в условиях.
- Специально организованной бережливой образовательной среды.
Содержание Программы обеспечивает познавательное развитие ребёнка и направлено на:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных механизмов, свойственных критическому мышлению, в соответствии с возрастом;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Ведущая идея программы - организация познавательного развития старших дошкольников с учетом пяти инструментов бережливого мышления: «5 Почему», «5 С», «Визуализация», «Стандартизация», «Картирование» с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Основное внимание уделяется формированию мотивационной основы познавательной активности и самостоятельности дошкольников в познавательно-исследовательских действиях.
Главным героем, который приходит к детям, является японский мальчик Йоши. Он сообразительный, обладающий смекалкой и острым умом, увлекающийся конструированием, урбанизированный, прогрессивный, не верит в суеверия и предрассудки, воспитанный. Попадая в разные жизненные ситуации, Йоши находит достойный выход и принимает правильные решения, т.к. обладает развитым критическим мышлением. У Йоши есть рюкзак, в котором находятся принадлежности для творческой (изобразительной, конструктивной, исследовательской) деятельности. Он помогает детям справится с различными ситуациями.
Для просмотра фото перейдите по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/Fd6S/RZNQHuTiZ
| |